
Советник Президента по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов назвал главные причины бюрократии и коррупции на госслужбе и предложил свой вариант решения проблемы, передает корреспондент .
«Я соприкасаюсь с системой госуправления уже почти 15 лет, хотя не работал на госслужбе, кроме года в Нацбанке, сотрудники которых формально входят в отдельную категорию. (…) И потому со всей ответственностью могу сказать, что ситуация в госслужбе достигла пика бессмысленной бюрократии. От нее страдают все — население, бизнес и, наконец, сами чиновники. Интересно, что даже режим ЧП, призванный ускорить принятие решений, пусть и помог, но все же не возымел полного эффекта. Примерно 80 процентов процедур, регламентирующих одобрение расходов, являются лишними и основаны на максимальном недоверии государства чиновникам», — заявил Худайбергенов в Facebook.
По его словам, . Виной тому гипертрофированная ответственность и минимальные реальные полномочия.
«Если есть возможность не подписать, он не подпишет, если есть возможность отложить, то отложит, а если не получается ни первое, ни второе, то он прикроется кучей коллегиальных процедур с большим числом виз, из которых, как обычно, 80 процентов лишние. Понятно, что были отдельные политические госслужащие, имевшие большую силу, могли легко подписывать документы и не бояться, но их время прошло, а некоторые до сих пор жалеют, что подписывали, потому что их же сделали виноватыми», — отметил он.
Необычный способ избавиться от коррупции предложил советник Токаева
Худайбергенов заметил, что коррупционеры активно способствовали этой бюрократии личными примерами коррупции, распределением ответственности, когда бюрократия является защитой от проверяющих органов.
» Поэтому коррупционеров устраивает, когда зарплата низкая и честные профессионалы уходят с госслужбы. Более того, я знаю кейсы, когда коррупционеры, представленные широкой группой своих людей в нужных местах, могли атаковать честных госслужащих, придираясь именно к зарплатам. Других зацепок нет, поэтому остается перед обществом выставить его нехорошим человеком, паразитирующем на населении. Ни один честный человек не упрекнет кого-то за высокую зарплату, но может упрекнуть за неэффективность, за то, что он не отрабатывает зарплату», — отметил советник Президента.
По его словам, 95 процентов должностей на госслужбе — некоррупциогенны, человеку не за что взять взятку, поэтому тон задают остальные 5 процентов должностей, которые решают те или иные вопросы. Но несут бремя недоверия населения все вместе. И именно это объясняет феномен, что все считают чиновников коррупционерами, но при этом у каждого есть знакомый чиновник, который точно не ворует.
Худайбергенов предложил сократить число госслужащих почти в два раза, а политическим гослужащим поднять зарплаты в 5 раз.
«Сейчас госслужащих всего 98 тысяч человек, но если постараться, то можно снизить сократить минимум до 65 тысяч, а максимум до 50 тысяч. Тогда, естественно, появляется возможность поднять оставшимся зарплаты в два раза. Отдельная категория — это политические госслужащие, которым надо существенно поднять зарплаты, скажем, в 5 раз от текущего уровня. Это всего лишь 30 миллиардов тенге в год допрасходов. А сколько можно сэкономить от 4 триллионов тенге госзакупок? Или 10 триллионов тенге закупок квазигоссектора? И не только от обнуления коррупции, но и от сокращения неэффективных расходов», — заметил он.
Однако, по его словам, повышение зарплат не поможет без обновления госаппарата, изменения правил игры и создания атмосферы неизбежности наказания.