«Передал детям сладости и взамен потребовал девочку» — чем занимались чиновники в Хорезме и что сказали в Минюсте и в Верховном суде?
Заведующая семейным детским домом отобрала троих девочек, находящихся на её попечении и на протяжении 10 месяцев использовала их для сексуальной связи с мужчинами. Среди «клиентов» были 44-летний бывший начальник Хорезмского областного управления юстиции и 39-летний начальник районного отдела по чрезвычайным ситуациям. Они, используя свою власть и полномочия, обещали решить проблемы женщины, а взамен требовали «свеженьких» девочек-сирот. В частности, на протяжении десяти месяцев служебная квартира областного управления юстиции использовалась для сексуальной связи начальника с несовершеннолетними девочками.
Что было на самом деле?
Обо всём рассказали представители проекта Nemolchi.uz. Именно благодаря им узбекистанцы узнали все детали, а власти начали реагировать на инцидент.
По их данным, заведующая семейным детским домом отобрала троих девочек, находящихся на её попечении (Азиза, Раъно и Диля – имена изменены) и на протяжении 10 месяцев (май 2021 – февраль 2022) использовала их для сексуальной связи с разными мужчинами за материальное вознаграждение.
Например, в начале мая 2021 года она выбрала Азизу, которой на тот момент не было и 16 лет, и заставила её переспать с одним из своих знакомых. Девочка не хотела этого делать, сопротивлялась, но тогда заведующая заставила принести скалку из кухни и стала избивать малолетнего брата девушки на глазах у других детей. Сломив волю девочки, заведующая в дальнейшем заставила её спать со всеми мужчинами, с которыми она прикажет.
«Чуть раньше начальник областного управления юстиции обещал применить свои полномочия для решения проблем заведующей, а в апреле 2021 года подарил ей в качестве благотворительности принтер (он находился на балансе управления юстиции области, использовался в работе, но позже пришёл в негодность). Через пару недель после такой “благотворительности” мужчина потребовал от заведующей детским домом предоставить ему девочку для сексуальных утех», – говорится в сообщении.
Тогда она выбрала 17-летнюю сироту Раъно и стала лишать её еды, изолировала от других детей, запрещала куда-то выходить, а затем сказала, что она обязана переспать с начальником областного управления юстиции, потому что он купил девочке спортивную обувь за 250 тысяч сумов.
В итоге мужчина переспал с девочкой, а для занятия сексом с несовершеннолетней использовал квартиру, которая была выделена управлению юстиции в качестве служебной для сотрудников облюста.
Через месяц, в июне 2021 года, он снова потребовал девочку от заведующей и в той же квартире переспал с 15-летней Азизой. Позже там же оказалась новая жертва, которую также принудили к сексу – это была 16-летняя воспитанница Диля. История повторялась снова и снова.
Таким образом, на протяжении десяти месяцев служебная квартира областного управления юстиции использовалась для сексуальной связи начальника областного управления юстиции с несовершеннолетними девочками.
Не отставал от предыдущего чиновника и начальник районного отдела управления чрезвычайных ситуаций, который также обещал заведующей детским домом, что поможет решить её проблемы.
Согласно данным проекта Nemolchi.uz, в начале мая он подарил в качестве спонсорской помощи детский диван, шкаф, кухонный стол, и передал детям разные сладости. Взамен в начале июня 2021 года он также потребовал девочку для занятий сексом и переспал с упомянутой выше 17-летней сиротой Раъно в спальном помещении детского дома. В конце июня он заплатил 200 тысяч сумов заведующей детским домом и снова переспал с этой девочкой. Затем привёз в детский дом продукты питания и напитки и взамен за это принудил к сексу 15-летнюю Азизу.
«Девочек неоднократно принуждали к сексу с ним, а встречи проходили как в самом детском доме, так и в других местах», – подчеркивается в сообщении.
Судебная инстанция и законодательство
В сентябре 2022 года суд первой инстанции признал виновными:
— заведующую местным семейным детским домом в совершении преступлений, предусмотренных статьями 135 (торговля людьми), 167 (хищение путем присвоения или растраты) и 209 (должностной подлог) Уголовного кодекса. Суд приговорил её к 5 с половиной годам лишения свободы;
— начальника областного управления юстиции и начальника районного отдела по чрезвычайным ситуациям в совершении преступлений, предусмотренных статьей 128 (вступление в половую связь с лицом, не достигшим шестнадцати лет) и старой редакцией статьи 128-1 (вступление в половую связь с лицом в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет путем предоставления материальных ценностей либо имущественной выгоды) Уголовного кодекса. Суд приговорил каждого к полутора годам ограничения свободы: на протяжении этого времени им запрещено выходить из дома с 22:00 до 6:00, а также запрещено менять место жительства без согласования с органами пробации и покидать пределы своего региона проживания.
В декабре 2022 года суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменений.
«Чиновникам дали полтора года ограничения свободы в соответствии с законом. Достаточное ли это наказание по отношению к людям в описанном кейсе? Увы, даже среди сотрудников ведомств многие считают, что есть развратные несовершеннолетние девочки, они сами вешаются на мужиков и хотят секса. Никто не хочет задумываться о причинах. Никто не хочет слышать, что возраст сексуального согласия в нашей стране – 16 лет. А значит, любой секс с лицом, не достигшим 16 лет, должен считаться изнасилованием», – заявили в Nemolchi.uz.
Статьи Уголовного кодекса Узбекистана, по которым судили вышеуказанных лиц, предусматривают следующие наказания:
· статья 128 (вступление в половую связь с лицом, не достигшим 16 лет) наказывается обязательными общественными работами до 480 часов или исправительными работами до 3 лет, или ограничением свободы от 1 года до 3 лет либо лишением свободы от 1 года до 3 лет;
· статья 128-1 (вступление в половую связь с лицом в возрасте от 16 до 18 лет путём предоставления материальных ценностей либо имущественной выгоды) наказывается обязательными общественными работами до 300 часов или исправительными работами до 2 лет, или ограничением свободы до 2 лет либо лишением свободы до 2 лет;
· пункт «а» части 3 статьи 135 (торговля людьми, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного, не достигшего 18 лет) наказываются лишением свободы от 8 до 12 лет;
· пункт «г» части 2 статьи 167 (хищение путём присвоения или растраты путём злоупотребления должностным положением) наказывается штрафом от 100 до 300 БРВ или обязательными общественными работами до 480 или исправительными работами до 2 лет либо ограничением свободы от 2 до 5 лет или лишением свободы до 5 лет;
· часть 1 статьи 209 (должностной подлог) наказывается штрафом от 100 до 300 БРВ или лишением определённого права до 5 лет или обязательными общественными работами до 360 либо исправительными работами до 2 лет или ограничением свободы от 1 года до 2 лет или лишением свободы до 3 лет.
Согласно данным Верховного суда, подсудимыми по делу проходили заведующая детским домом Юлдуз Худайбергенова, бывший начальник Янгиарыкского отдела по чрезвычайным ситуациям Анвар Курязов, а также уже бывший начальник областного управления юстиции Айбек Машарипов.
«Сторонам разъяснено, что решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в коллегии по уголовным делам Верховного суда в кассационном порядке, а прокурор может подать протест. До настоящего времени в Верховный суд не поступало ни протеста, ни жалобы в кассационном порядке.
Сообщаем, что законность, справедливость и обоснованность указанного решения суда будет иметь правовую оценку только при рассмотрении данного уголовного дела коллегией по уголовным делам Верховного Суда в кассационном порядке», – сказали там.
Что сказали в Минюсте?
На вышеуказанный инцидент отреагировали в Минюсте.
«Министерство юстиции регулярно принимает меры к тому, чтобы сотрудники, работающие в системе, особенно руководители, воздерживались от любых действий, которые могут нанести ущерб репутации государственного служащего, и соблюдали установленные в обществе моральные нормы. При этом ограничены возможности контроля за каждым из многих тысяч сотрудников в нерабочее время», – сказали в ведомстве.
«Нас глубоко потрясли не соответствующие законам, этике и ценностям действия главы областного управления министерства, о которых говорилось в новостях, распространяемых в социальных сетях», — написали в министерстве юстиции.
«Как только мы узнали об этом преступном деянии, он был уволен со своего поста. В отношении него был вынесен соответствующий приговор суда, и он привлечен к уголовной ответственности», – сказали в ведомстве.
Согласно законодательству суды осуществляют свою деятельность независимо от должностных лиц государственных органов и организаций, самостоятельно выносят решения. В свою очередь, Минюст не имеет полномочий толковать приговор в отношении бывшего сотрудника.
«Следует отметить, что на днях Законодательная Палата Олий Мажлиса приняла пакет поправок, направленных на защиту женщин и несовершеннолетних от насилия, после консультаций с представителями широкой общественности. На основании этих изменений усиливается ответственность, а смягчающие обстоятельства, в том числе условно-досрочное освобождение, для этих лиц запрещены. В настоящее время этот закон готовится к рассмотрению в Сенате», – напомнили в министерстве.
В заключении в Минюсте заявили, что готовы сотрудничать со всеми активистами в совершенствовании законодательства, направленного на усиление правовой защиты женщин, особенно несовершеннолетних и инвалидов.
Реакция администрации президента
Заместитель руководителя администрации президента Комил Алламжонов также отреагировал на инцидент.
Он заявил, что пришло время внести изменения в законодательство и утвердить норму по применению химической кастрации к педофилам.
«Если вы скажете, что в этом вопросе не обойтись без мирового опыта, и спросите, где есть такое наказание, то вот – в Казахстане, Украине, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Израиле, Южной Корее, Франции, США и других странах. А в Китае, Латинской Америке, Саудовской Аравии и в Иране их просто сразу убивают», – написал он в своём Telegram-канале.
При этом руководитель проекта Nemolchi.uz и администратор Telegram-канала Context.uz Ирина Матвиенко сказала, что когда речь идет о насилии над несовершеннолетними девочками, надо быть внимательным ко всем деталям.
«Преступления важно предупреждать. Педофилия – это психическое расстройство. Наличие психических расстройств – это не желание человека, типа он захотел и стал педофилом. Чтобы лечить психические расстройства, в первую очередь, нужна их дестигматизация. То есть публичное признание, что влечение к детям – это болезнь и можно обратиться в ПНД, чтобы получать коррекционную терапию. Что общество не будет шельмовать за это. Если это будет работать, то люди, чувствующие влечение к детям, смогут обращаться за медицинской помощью и контролировать свои действия», – отметила она.
Ирина Матвиенко подчеркнула, что «не каждый педофил – насильник».
«Также как не каждый насильник – педофил. 95% сексуализированных преступлений в отношении несовершеннолетних – это ситуационные преступления. То есть люди насиловали и домогались детей, не потому что им нужен секс с ребёнком, а потому что могут. Потому что обстоятельства позволяют совершить насилие безопасно для преступника. Большинство тех, кто насилует, развращает и совращает детей – не педофилы, а вменяемые люди! Никакая кастрация в таком случае не поможет», – заключила эксперт.
Вновь законодательство
Представители проекта Nemolchi.uz подчеркивают, что наказание за секс с лицом, не достигшим 16 лет, должно быть соразмерно наказанию за изнасилование с учётом отягчающих обстоятельств.
«Увы, хотя, казалось, что нас послушали, но по факту никто не хотел существенно ужесточать наказание. Мы выступали за то, чтобы за половую связь с лицом, не достигшим 16 лет, если это произошло путем обмана, злоупотребления доверием, путем предоставления материальных ценностей либо имущественной выгоды, осуждали на 8-11 лет лишения свободы. К сожалению, мы до сих пор не знаем, какой вариант предоставили депутатам, и что они одобрили во втором чтении», – заключили представители проекта.